Рано или поздно каждому велосипедисту приходится производить регулировку и настройку переднего переключателя скоростей велосипеда. И чем дешевле перекидка, тем чаще. Это происходит по многим причинам. Например, растягивается трос, или же вы решили произвести настройку после замены переключателя. Сути это не меняет. Для этой операции требуется выполнить примерно одни и те же действия. Поэтому мы решили подробно рассказать о том, как настроить и отрегулировать передний переключатель скоростей велосипеда на примере картинок и видео, и что необходимо сделать перед выполнением данной процедуры.
Содержание статьи
Конструкция и принцип действия передней перекидки
Конструкция переднего переключателя очень проста. Все его компоненты, а также их назначение мы рассмотрим ниже.
- Хомут. При помощи данной детали передний переключатель крепится на раму велосипеда.
- Параллелограмм. Подпружиненная деталь на шарнирах, имеющая форму параллелограмма. Является основной движущейся частью передней перекидки, к которой крепится рамка.
- Направляющая рамка, которая имеет внешнюю и внутреннюю часть. Внутри нее проходит цепь.
- Регулировочные болты L и H (ограничители). Их два штуки. Они ограничивают движение направляющей рамки в сторону рамы (L) и от нее (H).
- Болт крепления троса. Фиксирует трос переключения передач.
Принцип действия основывается на простом сталкивании цепи на нужную звезду. При переключении передачи с большей (по диаметру) звезды на меньшую происходит ослабление натяжения троса, и пружина переключателя тянет параллелограмм с направляющей рамкой на определенное расстояние в сторону рамы. Внешняя сторона рамки давит на цепь, заставляя ее соскакивать на меньшую звездочку. При переключении с меньшей звезды на большую, происходит обратный процесс. Трос переключателя натягивается, и двигает параллелограмм и направляющую рамку в сторону от рамы. Внутренняя часть рамки давит на цепь, и благодаря особенной форме самой рамки, а также специальным зацепам на звездочках передней системы происходит зацепление цепи и перекидывание ее на большую звезду.
В данной конструкции предусмотрены ограничительные болты (L и H), в которые упирается параллелограмм при достижении крайних положений. Если настройка ограничителей переднего переключателя будет выполнена не верно, то произойдет соскакивание цепи на каретку или шатун.
Что необходимо сделать перед настройкой переднего переключателя
- Проверить, подходит ли перекидка под переднюю систему звезд. Если вы долго не можете произвести настройку или устанавливаете новый передний переключатель, то стоит проверить данный пункт. Есть три основных параметра (если не считать направление подачи тросика и др.), которые могут не соответствовать для нормальной работы переключателя. Это максимальное количество зубьев самой большой звезды, максимальная разность зубьев самой маленькой и самой большой звезд и минимальная разность зубьев средней и большой звезды. Эти параметры можно узнать в инструкции к переключателю скоростей. Также есть переключатели под три передних звезды и под две, плюс ко всему может не соответствовать система. Подробнее тему как выбрать передний переключатель мы затронем в другой статье. Ниже мы приведем картинку с параметрами перекидки Shimano Alivio FD—M430/431 для примера.
- Проверить на люфты и визуально осмотреть на повреждения. Бывает, что при падении, а также при длительном использовании образуются люфты рамки, параллелограмма и других деталей переключателя. Плюс ко всему может погнуться сама рамка. Это приводит к нечеткому переключению передач и вызывает проблемы при настройке. Без устранения люфтов точная настройка невозможна. Лучшим вариантом будет покупка нового переключателя.
- Очистить переключатель от грязи и заново его смазать. Перед тем как вы приступите к регулировке и настройке передней перекидки, следует тщательно очистить все ее детали от грязи и заново смазать. Это в первую очередь пружины, а также подвижные соединения параллелограмма. Для этого можно снять ее с рамы велосипеда. Следует учесть, что в этом случае придется заново настраивать правильное положение переключателя относительно звезд системы.
- Очистить и смазать тросики переднего переключателя, а также проверить их целостность. Отсоединяем тросик от фиксирующего болта на переключателе и достаем его через манетку на руле (это делать не обязательно, можно очистить и смазать тросик без его снятия). Осматриваем на предмет разрыва жил. Если все нормально, то чистим тросик от грязи и смазываем (если наблюдаются повреждения, то трос следует заменить на новый). После чего вставляем в манетку и продеваем в рубашки. Назад к переключателю его не крепим, это будет сделано во время настройки перекидки. Если при откусывании оконцевателя, например, плоскогубцами, конец тросика распушился, то вставить его обратно в манетку вряд ли получится. Для того, чтобы сделать это, следует кончик троса пропаять оловом. Чтобы упростить эту процедуру, макаем его в паяльную кислоту и паяем. Не следует напаивать слишком много олова, т.к. это помешает продеть трос в отверстие на манетке, достаточно покрыть его тонким слоем.
- Очистить и смазать цепь велосипеда. Для того, чтобы узнать как очистить и смазать цепь можете перейти по ссылке.
- Желательно иметь настроенный задний переключатель. Это не обязательно, но в таком случае вам придется вручную переставлять цепь на нужные звезды задней кассеты при настройке передней перекидки. В общем проще сначала настроить задний переключатель скоростей велосипеда, а затем переходить к переднему.
Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей велосипеда
После того как вы произвели все подготовительные мероприятия можно приступать к регулировке и настройке. Если вы устанавливаете новый переключатель или снимали его в процессе чистки, то перед настройкой следует произвести его позиционирование относительно передних звезд, а затем приступать к настройке.
Правильная установка переднего переключателя
Правильное положение переднего переключателя считается таким, чтобы продольная ось его направляющей рамки была параллельна передним звездам, а расстояние от низа ее внешней части до самой большой звезды — не более 2 мм. Чтобы проще было выставить правильное положение перекидки, желательно снять цепь.
Выставляем расстояние от низа внешней части рамки до самой большой звезды путем перемещения перекидки по вертикальной трубе рамы велосипеда. Отгибаем параллелограмм переключателя от рамы в сторону самой большой звезды, и, выравнивая рамку и большую звезду относительно друг друга, пытаемся добиться минимального расстояния (не более 2 мм) при котором ее внешняя часть не задевает зубья. Для упрощения данной процедуры можете вставить какой-нибудь предмет между рамкой и параллелограммом.
Если вы купили новый переключатель скоростей от Шимано, то данную процедуру упрощает тот факт, что на рамке перекидки есть пластиковая наклейка с метками, которая указывает, на каком уровне она должна быть установлена относительно большой звезды системы.
После того как мы определили высоту, на которой будет фиксироваться хомут переключателя, делаем пометку маркером и немного подтягиваем фиксирующий болт хомута.
Для регулировки положения оси рамки относительно системы звезд, ослабляем болт хомута (при этом тросик должен быть откинут) и, вращая переключатель, настраиваем его таким образом, чтобы рамка была параллельна передним звездочкам. Из-за сложной геометрии последней, на глаз это определить достаточно сложно. Можете ориентироваться по параллелограмму (если это позволяет конструкция). Для упрощения данной операции на рамку переключателя можно наклеить линейку (на двухсторонний скотч) или другой предмет, который упростит позиционирование перекидки.
После этого немного подтягиваем болт хомута и повторно проверяем расстояние от нижнего края рамки до самой большой звезды системы, и параллельность продольной оси относительно передних звезд.
Если все нормально, то полностью затягиваем болт хомута.
На этом регулировка положения переднего переключателя скоростей завершена. Теперь можно одевать цепь и приступать к настройке.
Настройка переключателя скоростей
Для того чтобы не держать велосипед на весу во время настройки попробуйте его подвесить за седло, тем самым приподняв заднее колесо. Так же для этого можно использовать гладильную доску. Ложем велосипед верхней трубой рамы на плиту гладильной доски, продев ее в треугольник.
Настройка переднего переключателя производится достаточно просто. Мы распишем ее по пунктам для большей наглядности.
- Выставляем самую маленькую скорость при помощи переключателя на руле (помним, что на данном этапе трос не должен быть закреплен на перекидке). Закручиваем на манетке регулировку натяжения тросика переключения передач до упора по часовой стрелке (если смотреть на вход рубашки в манетку) и возвращаем назад на 1-2 оборотов. Многие рекомендуют закручивать полностью, но как показывает практика для дальнейшей точной подстройки лучше оставить запас по натяжению/ослаблению троса в обе стороны.
- На заднем переключателе выставляем самую маленькую скорость (самая большая звездочка). В итоге у вас получится первая скорость спереди и сзади (цепь должна быть на этих звездах).
- Настраиваем ограничитель переключателя «L» таким образом, чтобы внутренняя часть рамки была максимально близко к цепи, но не касалась ее при вращении педалей. Для этого, если вам требуется сместить рамку в сторону рамы велосипеда, следует вращать болт L против часовой стрелки, от рамы – по часовой.
- Вставляем тросик в место фиксации на переключателе передач и, натягивая его (руками, не следует использовать плоскогубцы), закручиваем болт крепления троса.
- Переключаем передачи спереди на самую большую звезду, сзади – на самую маленькую (цепь должна быть на этих звездах).
- Производим настройку ограничителя «H». Следует добиться такого положения направляющей рамки, при котором ее внешняя часть находится максимально близко к цепи, но не трется об нее при вращении педалей. Для смещения рамки в сторону рамы крутим винт по часовой стрелке, в обратном направлении – против.
- Выставляем 5-ую скорость на задней перекидке. После этого, вращая педали, производим смену скоростей передним переключателем на всем диапазоне (3 – 2 – 1 – 2 – 3) несколько раз. Затем установите скорость 2 спереди и, переключая задние передачи, проверьте отсутствие трения цепи о рамку в положениях 2 – 2 и 2 – 7 (пример для 24 скоростных велосипедов). На более дорогих моделях передних переключателей можно добиться отсутствия трения даже на 2 – 1 и 2 – 8 (хотя вы должны понимать, что это не нормальные режимы, которые не стоит использовать при езде). Если наблюдается трение цепи о рамку в данных позициях или нечеткое переключение скоростей, то следует подрегулировать натяжение троса, вращая регулировку на манетке передней перекидки. В случае проблем при переключении с меньшей звезды на большую, следует натянуть трос (крутить регулировку против часовой стрелки), а когда не получается переключиться с большей на меньшую — ослабить (крутим регулировку по часовой стрелке). Если замечаний по работе нет, то следующее испытание необходимо произвести под нагрузкой при езде по дорогам.
- Находим ровный участок дороги (без бугров и спусков) и проверяем работу передней перекидки при езде. В случае каких-либо проблем при переключении, прямо на ходу вращаем регулировку на манетке в нужную нам сторону.
Если вам что-то стало не понятно по вопросу как настроить передний переключатель скоростей, то советуем вам посмотреть видео по данной теме.
Почему не получается настроить передний переключатель скоростей
Если у вас несколько раз не получилось четко настроить передний переключатель велосипеда, то, скорее всего, у вас одна из ниже перечисленных проблем.
- Неверно подобран переключатель или система звезд.
- Переключатель деформирован или вышел из строя.
- Тугой ход тросика в рубашке.
- Вышла из строя манетка.
- Сильно растянута цепь.
- Переключатель, тросик и цепь имеют значительные загрязнения.
Заключение
Как вы могли заметить настройка и регулировка переднего переключателя скоростей спортивного велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Достаточно все делать методично и не спеша. Не получилось настроить в первый раз, попробуйте еще раз. Самое сложное в данной процедуре – это правильная установка переднего переключателя на раму велосипеда, что потребует немного сноровки. А так, не важно какая у вас перекидка Shimano или SRAM, действуйте по инструкции и все у вас получится.
Спасибо за полезную и подробную статью! Как раз мучался с передним переключателем, но теперь все получилось!
И снова спасибо за подробную и понятную инструкцию!
А что может быть, если после настройки переключателя ранетка перестала фиксировать передачи (осталась в положении первой передачи), переклюк двигается, но не фиксируется
Проблема с самой манеткой. Разберите ее и проверьте работу храпового механизма, при помощи которого она и фиксируется на выбранной скорости. На сайте есть статья по разборке манетки.
Слишком натянут трос или вкручен винт H — рычаг манетки не доходит до точки фиксации.
… «Для того, чтобы сделать это, следует кончик троса пропаять оловом. Чтобы упростить эту процедуру, макаем его в паяльную кислоту и паяем.»…
Ни в коем случае не пользоваться кислотой, тросик от этого быстро «сгниёт» , т.к. отмыть его от кислоты практически невозможно. Использовать только бескислотные флюсы.
Наматываем на кончик тонкий полиэтилен (пакетик продуктовый) и оплавляем зажигалкой до впитывания.
Спасибо за подробную статью и пошаговую инструкцию, очень помогла!
Хм, при вращении винта L расстояние между цепью и внутренней пластиной вообще никак не меняется — в чем может быть дело?
Винт L работает только на меньшей звезде — не даёт цепи свалиться на каретку с помощью внутренней щёчки рамки.
Спасибо огромное за понятную инструкцию, впервые у меня получилось настроить!
Спасибо за информацию. Знаний не бывает много.
Все настроил по инструкции, в результате:
— с маленькой на среднюю — после щелчка переключателя в положение 2, цепь хочет, но не переходит на вторую звезду, приходится еще чуть чуть натянуть рычаг переключателя в сторону положения 3 и в этот момент цепь переходит на среднюю звезду, отпускаю рычаг — переключатель возвращается в положение 2, а цепь остается на средней звезде. Переключения заднего переключателя на +/- 3 передачи — цепь нигде не трогает;
— со средней на большую звезду переключается легко, даже перекл не успевает щелкнуть в положении 3 — цепь уже на большой звезде.
В общем — получается с маленькой на среднюю — трос не достаточно натянут, а со средней на большую — трос перетянут.. Вопрос — на что обратить внимание? Спасибо!
Такая же фигня — почти несовместимые настройки для передних звёзд 1-2 и 2-3.
Подозреваю неполное соответствие переключателя FD-TY300 по параметру «Chain line» — расстояние от середины каретки до середины пакета звёзд (средней звезды при трёх). На велике Rush Hour с одноименной системой (на самом деле, noname) по моим замерам 47мм, а в спецификации переключателя 50мм. И для 1-2 рамка движется ~горизонтально, а для 2-3 ~вдоль склона звёзд.
Спасибо! Вопрос: винт низшей передачи всегда ближе к цепи? Рекомендация по тексту: одевать — надевать, ложить — класть
Хорошо когда развитие гармонично…не только известны правила правописания, но и развито понимание того, что наглядно и доходчиво изображено и описано.
Спасибо огромное! Не мог настроить самостоятельно. Не получалось даже следуя инструкции, зато появилась уверенность, что что-то не так. Оказалось, в магазине мне не правильно завели тросик на рамку перекидки. Только после того как я все разобрал и пошагово отрегулировал, все заработало. Восторг. И благодарность Вам!
Конечно, Оливия,Диора, ХТ и им подобное регулируются и устанавливаются хорошо, вы попробуйте отрегулировать альтус или торней, если они сбиваются, то просто снимаются, выбрасываются и устанавливаются другие, хотя бы уровня Асеры.
Статья грамотная и хорошо выложена….Почитал с удовольствием , хотя сам всегда делал то же самое не читая мануалов..уже не помню кто, где и когда научил разбирать и собирать вел )))
У статьи ДВА явных недостатка при огромной полезности.
1. Мало кто из пользователей знает как называются все части механизмов. А если сыплют в предложении из 10 слов аж пять спецсимволов, то тут даже для спеца, думаю, не всё сразу станет понятно.
2 фото. Маленькие и с логотипом. Логотип ОЧЕНЬ мешает, даже больше, чем малый размер фото.
Далее, все настройки сбиты в кучу.
Не мешало бы отдельные настройки прописать подробнее.
типа «вначале ослабить болты такие-то», потом «начать выставлять с этого болта», затем » крутить до эффекта такого-то (нужный эффект указать)». И т д.
В общем, пошёл на другой сайт.
Статья отличная просто, видео еще лучше … Пять часов игрался, пока не посмотрел ваше видео. Спасибо
Ну что Вы такое говорите, Сергей. Во все времена место пайки(килотой) рекомендовалось промывать щелочным раствором. Я пользовался хозяйственным мылом, затем промывал проточной водой. Сейчас ещё проще — любым средством для мытья посуды, наносим на 15 минут и промываем проточной водой. В последствии ничего не ржавеет, если необходимо, на деталь можно наносить грунт и красить.
Друзья, не мучайтесь с пайкой (с припоем и флюсами). Используйте клеевой пистолет. Наносите (аккуратно) на кончик тросика расплавленый силикон… и на этом все. Удачи.