Что делать если педали на велосипеде скрепят, трудно вращаются или не крутятся совсем? Это не такая страшная поломка, как может показаться на первый взгляд. И хотя внешний вид некоторых из них может немного отличаться, устройство большинства практически одинаковое. Отличия в основном заключаются в различном форм-факторе платформ, которые могут быть не только разными по размерам, но иметь специальные зацепы под специализированную велообувь. Но втулка педалей велосипеда практически на всех моделях имеет одну и ту же конструкцию. Поэтому в данном материале на примере будут рассмотрены вопросы, как снять педали с велосипеда, разобрать, смазать и произвести их ремонт в случае такой необходимости. Мы также рассмотрим устройство педалей и поговорим о том, какие из них лучше подойдут для различных велосипедов.
Содержание статьи
Устройство велосипедных педалей
Конструкция педалей велосипеда по своему принципу действия очень напоминает втулку переднего колеса. Разве что вместо спиц на ней закрепляется платформа под ногу велосипедиста, а на ее оси имеется резьба, при помощи которой она крепиться к шатуну. Поэтому ниже рассмотрим, из чего же обычно состоит велосипедная педаль. Но перед этим следует уточнить, что на сегодняшний день на рынке велозапчастей педали разделяются на три (это если не считать разделения для различных велосипедов) основных группы: классические, платформы и контактные.
Классические
Один из самых распространенных типов велосипедных педалей, имеющий классический форм-фактор, который мы могли наблюдать еще на старых советских велосипедах. Хотя современные модели претерпели некоторого рестайлинга и получили улучшения относительно удобства при педалировании. Они достаточно надежны (за исключением самых дешевых китайских велопедалей) и просты в обслуживании. Состоят из: корпуса, внутри которого расположены ось, подшипники, конус, шайба и контргайка; двух накладок, закреплённых по бокам корпуса при помощи болтов; опционально могут присутствовать светоотражающие катафоты. Вместо насыпных подшипников могут применяться промышленные. Также корпус для данных педалей может выполняться полностью из пластика, представляя собой монолитную конструкцию.
Могут использоваться практически на всех разновидностях велосипедов, начиная от горных (MTB) и заканчивая шоссерами, хотя на последних встречаются очень редко. Единственное где их использование не целесообразно – это на трюковых, или как их еще называют BMX байках, а также на велосипедах для фрирайда и даунхилла. Последнее связано с тем, что во время различных прыжков педали испытывают очень значительные нагрузки, которые они могут просто не выдержать.
К плюсам можно отнести распространенность, легкий вес (так как могут производиться из пластика), дешевизну и простоту обслуживания.
Платформы
Форм-фактор данного типа педалей представляют собой монолитную широкую платформу, изготовленную из алюминия или магния путем литья или же фрезеровки (хотя некоторые из них производятся из высокопрочного пластика). По сути, корпус детали является одним целым изделием, внутри которого также располагается ось с резьбой, подшипники, шайба и контргайка. На них дополнительно могут располагаться катафоты и вкручиваемые в корпус зацепные штыри. Последние предотвращают скольжение подошвы по педали велосипеда.
К плюсам данного вида педалей можно отнести повышенную прочность, поэтому их зачастую используют на BMX велосипедах. Хотя могут устанавливаться также на горных, дорожных и городских байках. Не рекомендуется применение на шоссейных по причине большого веса.
Минусы: немного дороже и тяжелее классических педалей.
Контактные
Контактные педали в основном применяются на горных или шоссейных велосипедах. Хотя некоторые велопутешественники устанавливают их и на гибридные байки. Главным отличием от предыдущих является зацеп, который сцепляется с механизмом на подошве специализированной велообуви. Такая конструкция позволяет не только толкать педаль при езде вниз, но и тянуть вверх, что увеличивает эффективность педалирования и сокращает затрачиваемые силы при вращении педалей.
Но усложнение конструкции приводит к увеличению цены на такого типа педали, плюс ко всему требует дополнительных финансовых затрат на покупку специальной велообуви.
Основные разновидности мы рассмотрели, а про другие виды и как выбрать педали для велосипеда мы поговорим в одной из следующих статей.
Смазываем педали без их полной разборки
Если вы обнаружили, что педали стали туго вращаться, а возможности их разобрать в данный момент, нет, то временным решением может стать смазка без полной разборки. Для этого можно применять практически любые жидкие масла. В моем случае я использовал жидкое масло для швейных машинок И-20. Но сразу уточним, что это лишь временное решение, в дальнейшем следует выполнить полную замену смазки.
И так, приступим:
- Кладем велосипед набок чтобы педаль, которую необходимо будет смазать, «смотрела» своим торцом строго вверх.
- Снимаем заглушку в торце при помощи отвертки (или других подручных средств).
- Медленно заливаем жидкое масло для швейных машинок (примерно 2 мл.) внутрь педали (при этом ее можно медленно вращать).
- Устанавливаем заглушку и, не поднимая велосипед, быстро вращаем педаль секунд 10.
- Ставим байк на колеса и несколько раз вращаем педаль. Она должна легко и долго крутиться.
На этом процесс смазывания велосипедной педали без полной разборки завершен. Со временем жидкое масло все равно вытечет из ее полостей, и проблема вернется. Поэтому, как появится свободное время, всё-таки следует произвести разборку и замену смазки в подшипниках.
Как снять и разобрать педали велосипеда
Снять педали с велика, например, для их замены или же ремонта (обслуживания) не сложная задача, если знаешь, как правильно это сделать. Главная хитрость здесь заключается в том, что левая и правая педали откручиваются по-разному.
Правая откручивается классически – против часовой стрелки, а левая, наоборот – по часовой (имеет левую резьбу). Это сделано для того, чтобы педали самопроизвольно не открутились от шатунов во время езды.
Снять велопедали можно при помощи разводного ключа, рожкового на 15, так называемого ключа-попугайчика или же специализированного, для демонтажа педалей велосипеда. Следует учесть, что зазор между педалей и шатуном составляет 12 мм, поэтому необходимо выбирать инструмент, который влезет между этими деталями. Для дальнейшей полной разборки нам так же необходим набор торцевых ключей.
После того, как мы открутили педаль от шатуна, можно приступать к ее разборке. Для этого выполним следующие шаги:
- Снимаем заглушку в торце педали. Для этого поддеваем ее отверткой или другим тонким, острым предметом.
- При помощи торцевого ключа откручиваем фиксирующую контргайку и снимаем шайбу.
- Аккуратно выкручиваем конус подшипника. Следим за тем, чтобы во время данной процедуры у вас не выпали и не потерялись шарики. После того как вы его снимете с оси, старайтесь не переворачивать педаль. Плюс ко всему придерживайте саму ось, она может выпасть из корпуса.
- Извлекаем шарики первого подшипника и откладываем в сторону. Желательно их сразу же пересчитать (в моем случае их 13 штук), чтобы во время сборки можно было проверить все ли на месте.
- Не спеша достаем ось из корпуса. Делать это нужно над столом, так как в этот момент могут высыпаться и потеряться оставшиеся шарики второго подшипника.
- Извлекаем и пересчитываем шарики второго подшипника (количество должно совпадать с первым). Следует сложить их в другое место, чтобы они не попутались с теми, которые мы извлекли до этого. Нельзя их смешивать и устанавливать шарики второго подшипника на первый (и наоборот). Это обусловлено тем, что детали (конуса, чашки и шарики) уже притерлись между собой во время эксплуатации.
- Очищаем от старой смазки все поверхности педали: чашки, шарики, конус, ось и т.д. Это можно сделать при помощи ветоши, а при сильном загрязнении рекомендуется применять WD-40 (после ее использования все поверхности протереть тряпкой).
- Осматриваем все детали на предмет неисправности. Например, при сильной затяжке и отсутствия смазки может «выесть» канавку на конусах подшипников. На этом этап разборки завершен. Далее мы поговорим, чем можно смазывать велосипедную педаль, а потом рассмотрим процесс сборки и установки.
Чем смазывать педали
Смазка подшипников педали после ее разборки полностью аналогична той же операции при разборке и смазке втулки колеса велосипеда (если вы не знаете, как разобрать веловтулку, ознакомьтесь, перейдя по ссылке). Для этого можно использовать такие виды смазок как Литол-24, ЦИФТИМ-201,158 и другие смазочные материалы для подшипников. Если вы катаетесь в зимний период, то лучше применять Литол-24, который не теряет свои свойства при отрицательных температурах.
Собираем педаль велосипеда
После того, как мы определились, чем будем смазывать подшипники, приступим к сборке и установке педалей на велосипед.
- Наносим густую смазку на чашку второго подшипника. Не нужно накладывать ее слишком много, но и экономить так же не стоит. Золотой серединой буде нанести столько смазки, при которой к ней можно «приклеить» шарики подшипника так, чтобы они не выпадали.
- Укладываем шарики второго подшипника в чашку. Для удобства лучше использовать пинцет. Важно не перепутать их с первыми и внимательно пересчитать, чтобы все были на месте.
- Устанавливаем аккуратно ось. Делаем это не спеша, чтобы не сместить шарики второго подшипника. После того как ось вставлена в корпус педали, следим чтобы она не выпала обратно.
- Наносим смазку на чашку первого подшипника аналогично второму.
- Укладываем в чашку шарики первого подшипника.
- Накручиваем на ось конус и регулируем его затяжку. Для этого понемногу подтягиваем его и проверяем отсутствие люфта оси в корпусе педали (продольного и поперечного). Следует добиться минимальной затяжки, при которой люфты будут полностью отсутствовать. Педаль должна вращаться легко.
- Надеваем шайбу, закручиваем фиксирующую гайку и закрываем отверстие заглушкой.
На данном этапе процесс смазки и сборки велопедали завершен, можно устанавливать ее на велосипед. При установке, правая педаль закручивается в шатун по часовой стрелке, а левая – против.
Ремонт педалей велосипеда
В данном разделе мы поговорим о том, какие могут быть неисправности и способы их устранения.
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Туго вращаются педали, скрипят или издают другие посторонние звуки. | 1) Слишком сильно зажат конус подшипника
2) Отсутствует (или слишком загрязнена) смазка 3) Вышел из строя подшипник (в случае с промподшипниками) |
1) Настроить затяжку конуса
2) Нанести новую смазку 3) Заменить промподшипник. |
Наблюдаются люфты оси в корпусе педали | 1) Неверно выставлена затяжка конуса подшипника
2) Вышли из строя конуса или чашки. 3) Вышел из строя промподшипник (если используется этот тип подшипников) 4) Треснул корпус педали |
1) Настроить затяжку
2) Заменить по возможности вышедшую из строя деталь. 3) Заменить на новый. 4) Если есть аналогичные б/у, то заменить. В противном случае купить и установить новую педаль. |
По поводу замены вышедших из строя деталей стоит отметить, что некоторые бренды велозапчастей выпускают запасные компоненты для своих педалей, а вот если у вас китайский ноунейм, то это уже немного посложнее. В случае выхода из строя чего-либо потребуется или искать донора, или же выбрасывать педаль на мусор. При выборе новых педалей для велосипеда следует проверить наличие запчастей на данную модель в интернет-магазинах.
В любом случае, если вы вовремя будете производить техническое обслуживание (хотя бы один раз в сезон), то педали прослужат вам верой и правдой много лет.
Видео по теме
Видео на тему как разобрать классическую педаль велосипеда.
Заключение
В данной статье мы вкратце рассмотрели разновидности велосипедных педалей, и какие из них лучше. Теперь можно с уверенностью сказать, что для каждого типа велосипедов следует применять те, которые специально для него разрабатывались. На горные, например, можно устанавливать практически любой тип педалей, а для фрирайд-байка лучше подойдут платформы. Но главное при эксплуатации педалей велосипеда – это своевременно проводить техническое обслуживание, разборку, смазку и, при необходимости, ремонт (тем более снять их с велосипеда не такая уж и сложная задача).
Инструкция на 5+, понятно даже гуманитарию :))))), но все эти «ложим велик», «отлаживаем шарики в сторону» … просто кровь из глаз, ад и содомия …
Спасибо за указанные замечания! Действительно кровь из глаз:)))) Исправил)
если бы Вы углубились немного в происхождение слов, то никакой крови бы не было)
Класть — складывать — клад, т.е. спрятать, к примеру класть в ящик, а ложить — ложе, т.е. предмет остается на видном месте, к примеру, ложить на стол.
Только не нужно ссылаться на современные правила русского языка — их нам написали далеко не русские люди)
Небольшое дополнение «для гуманитариев» :)))
Если разбираются классические педали (как на фото 1), то перво-наперво после снятия педалей надо открутить зубчатую окантовку (на которой крепится светоотражатель), в противном случае после снятия заглушки с торца не удастся подобраться торцевой головкой к гайке.
Я минут 10 вертел педаль в руках, пытаясь сообразить, что к чему, пока не осенило :)))
Не нашел на сайте статьи по разборке и смазке каретки. Плохо искал или ее пока нет?
И еще вопрос — чем смазывать каретку? В сервисе строго-настрого запретили смазывать литолом и посоветовали автомобильный Мобил HXP-222. Не наврали?
Статьи по разборке каретки на данный момент нет. Как только появится, прикреплю ссылку.
По поводу использования Литола, то в сервисе правы. Если его применение не критично во втулках педалей и колес, то для каретки его лучше не использовать. Чтобы не писать много букв, посмотрите видео с 8:20. Там более подробно о свойствах литиевых смазок.
https://youtu.be/sUh7BS2dBjU
Литол во втулках колес? Ну если только на стингерах и стелсах.
красава, зубчатая окантовка, она то и мешала мне.
Всю статью смотреть не стал. WD-40 — не очиститель. Для этого есть масса других специализированных средств. Литол, тем более такой дешманский — ну его нафиг. Да и вообще перебирать говнопедали за 300 рублей на насыпи — моветон.
Смотрите-ка, к нам пожаловал господин из высшего общества, который выкидывает педали, как только они загрязнятся. Думаю, на вашем велосипеде обвес исключительно уровня XTR, а в качестве смазки используете черную икру?
А как насчет педалей где со внешней стороны пром, а на внутренней втулка скольжения? на самой втулке люфт, подкинуть литола- временное решение, не надолго спасает. И по самой оси они шатаются но уже не вертикально как на втулке, а горизонтально( вдоль оси) все зажато до упора,а шат есть…
А если правая педаль с насыпным шарикоподшипником, а правая на втулке скольжения (пластиковой)?
И главное купил как пару, и пока не разобрал — ничего не чувствовал.
красава)) хотя и «господин» в чем то прав, надо отдать ему должное.